Руководитель этой службы в Кемерове Ольга Рублёва рассказала о том, какие проблемы чаще всего волнуют кузбассовцев.
«Только не кладите трубку»
Наталья Исаева, kyzbass.aif.ru: Ольга Петровна, как давно телефон доверия работает в Кемерове и сколько звонков обычно поступает?
Ольга Рублёва: 27 мая кемеровскому Телефону доверия исполнится 30 лет. Изначально он был организован как суицидологический в составе так называемой суицидологической службы областного центра и являлся его первичным звеном. Отработав проблему, с которой обратился человек, его при необходимости направляли в кабинет медико-психологической помощи для продолжения работы в очном режиме. Эта служба в Кузбасском клиническом наркологическом диспансере имени профессора Н. П. Кокориной действует до сих пор.
Кстати, наш телефон единственный в области, который работает при медицинском учреждении. Остальные, а их на сегодняшний день 12, относятся к министерству социальной защиты населения.
В 2013 году к нашему телефону подключили Федеральную детскую линию. Количество обращений увеличилось почти в пять раз. Если раньше за год поступало 5,5-6 тыс. звонков, то, к примеру, в прошлом году к нам обратилось уже около 25 тыс. человек.
Кроме того, в 2018 году мы подписали соглашение со службой «112». Они переключают нам звонки от абонентов в суицидоопасном состоянии. Тогда наша задача – как можно дольше держать абонента на телефоне, чтобы экстренные службы успели приехать к нему на помощь. Запомнился случай, когда звонивший хотел прыгнуть с моста. Человек оказался в кризисной ситуации: сократили с работы, жена ушла к другому мужчине и забрала детей. Работа была тяжёлой, но нам удалось купировать его острое состояние и помочь сохранить ему жизнь.
К сожалению, бывает и так, что линию буквально блокирует асоциальная личность. К примеру, был такой случай, когда нам звонил один и тот же запойный гражданин. Рекорд – 45 раз за день! Без смысла и содержания – просто пьяный бред. А ведь в это время кому-то действительно была необходима помощь!
Силы на исходе
– Кто обычно обращается на Телефон доверия за помощью? Какая консультация вам больше всего запомнилась?
– Обычно нам звонят люди, которые не могут справиться с какой-то сложной жизненной ситуацией. Мы вместе с абонентом анализируем её, после чего он решает, что ему делать дальше. Мы общаемся с человеком столько, сколько ему необходимо. Так, одна из моих консультаций длилась больше трёх часов.
Я тогда только начинала работать на Телефоне доверия. Ночью раздался звонок, и мужчина дрожащим голосом попросил: «Только не кладите трубку, пожалуйста!» Выяснилось, что после ранения в одной из «горячих точек» он получил инвалидность. Вернувшись, встретил любимую женщину, женился, у них родился сын. Ребёнок на тот момент учился в начальной школе.
Важнее семьи, по словам звонившего, для него ничего не было. Но накануне Нового года его жену, возвращавшуюся с работы, прямо на пешеходном переходе сбил пьяный водитель. Женщина погибла. Когда абоненту сообщили об этом, он напился таблеток, попал в реанимацию и даже не был на похоронах. Сына забрала к себе тёща.
После выписки мужчина вернулся домой и острые переживания обрушились на него вновь: «В ванной висят её халат и полотенце так, как она повесила… Я уткнулся в халат лицом и расплакался. Зашёл на кухню, а там посуда стоит так, как поставила жена… Стою и плачу… Чувствую, что если ни с кем не поговорю, то опять наделаю глупостей, а ведь у меня сын, которому я нужен».
С острым горем работать всегда очень сложно. Здесь всё усугублялось тем, что у абонента отсутствовал ритуал прощания — на похоронах жены он ведь не был. Поэтому и работа строилась именно в этом направлении. За время консультации мужчина перебрал и сложил в коробки все вещи супруги, навёл свой порядок в квартире. После чего поблагодарил меня и закончил разговор, сказав, что примет душ и поедет за сыном.
После завершения консультации, стало понятно, что продолжать работать дальше просто невозможно – так много было потрачено сил. Всё время разговора больше всего боялась, что дрогнет голос и сама заплачу.
Обычно люди перезванивают нам крайне редко. Но этот мужчина примерно через месяц перезвонил. Поблагодарил ещё раз и сказал: «Нам очень тяжело, но мы с сыном учимся жить без мамы… Я понял, что должен жить и вырастить своего ребёнка». После таких слов понимаешь, что силы были потрачены не зря.
Проблемы всё те же
– С какими проблемами чаще всего обращаются кузбассовцы на телефон доверия?
– Количество звонков хоть и возросло, но их структура практически не изменилась: проблемы принятия себя, острая реакция на стресс, потеря здоровья или работы, измена, смерть близких. Таких звонов было и остаётся много. Также всегда актуальна проблема родительско-детских отношений. Чаще по этому поводу звонят взрослые, и, к сожалению, в основном, когда ребёнок уже вышел из-под их контроля.